1. Первое знакомство с Python
Оглавление урока
- Введение
- Установка Python на Windows
- Устанавливаем VS Code
- Установка Python на Mac OS
- Установка Python на Linux
- Как работать с IDLE Python
- Как проходить практику на сайте Codebra
Введение
Излюбленный вопрос перед началом изучения языка: «Что на нем можно написать?». Интерпретируем его в более правильный вопрос: «Чем полезен язык Python?». Сразу напишу, что на Python написаны такие сервисы как Dropbox и Google, а это говорит о хорошем качестве языка. На Python можно:
- Работать с xml/html файлами;
- Разработать робота;
- Разработать GUI (графический интерфейс);
- Создавать различные веб-сценарии;
- Работать с FTP;
- Программировать математические и научные вычисления;
- И еще очень много чего.
Теперь напишем простую программу Hello World. Смотрим пример 1.
print("Hello World!")
Обратите внимание на то, что текст находится внутри кавычек (они могут быть и парные и одинарные). Со строками мы подробнее разберемся в следующих уроках. Кто знаком с языками C++, Java или PHP, может удивить тот факт, что точка с запятой в конце не ставится, то есть конец строки является концом инструкции. О синтаксисе языка Python мы поговорим тоже в следующих уроках. Наша фраза Hello World!
, помимо кавычек, написана внутри скобок, которые стали обязательными, начиная с третьей версии Python.
Познакомимся со второй функцией, которой вы будете пользоваться для решения практики. Данные в программу можно ввести при помощи функции input
, которая считывает информацию из консоли. Далее пример, как сохранить полученные данные в переменную (о переменных вы узнаете позже):
a = input()
Когда интерпретатор дойдет до этой строки, выполнение программы остановится, и будет ожидаться ввод данных в консоль. После ввода в консоль, программа продолжит работу. Например, выведем то, что было написано в консоле:
a = input()
print(a)
Или, выведем значения двух переменных через запятую.
a = input()
b = input()
print(a + ', ' + b)
Теперь попробуем сложить два, введенных в консоль, числа.
a = input()
b = input()
print(a + b)
Если вы введете числа 2
и 4
, то программа вернет 24
. Почему так? Дело в том, что Python сложил их как две строки, а не два числа. В Python все данные называются объектами, которые относятся к какому-то типу. Тип объекта определяет, какие действия можно совершать с ним. Например, существуют объекты str
(строки), int
(целые числа) и float
(вещественные числа).
Итак, чтобы преобразовать строку из цифр в число, необходимо воспользоваться функцией int()
. Например, int('2')
вернет цифру 2
. Изменим нашу программу.
a = int(input())
b = int(input())
print(a + b)
Эта информация поможет вам решить практическое задание.
Установка Python на Windows
Прежде чем приступить к выполнению практики по Python, необходимо его установить на компьютер (если вы не сделали это раньше). Большинство использует операционную систему Windows, поэтому начнем с установки именно на нее.
Для начала скачайте установщик с официального сайта.

После скачивания последней версии, запустите файл. Перед вами появится окно установки Python 3.9.7 (на момент написания урока, последняя версия). В первую очередь поставьте галочку напротив поля «Add Python 3.9 to PATH», после чего нажмите «Install Now».

После завершения установки, программа предложит убрать ограничения на длину пути. Вы можете убрать это ограничение, чтобы запускать Python практически из любого места.
Откройте командную строку. Для этого в поиске напишите cmd
или нажмите сочетание клавиш «Win + R
», в появившемся окне введите cmd
и нажмите «Enter
». В командной строке введите py
или python
. Если вы сделали все правильно, то в ответ Python напишет свою версию, сборку и вы можете начать с ним работать.
Да, вы уже можете работать с Python, но через консоль это не совсем удобно. Как вариант, писать код с помощью блокнота (отлично подойдет Notepad++) и запускать через консоль командой py
или python
:
py путь_до_файла/его_название.py
Устанавливаем VS Code
Visual Studio Code – удобный редактор кода, к тому же, бесплатный. Для начала его нужно скачать с официального сайта и установить.
Чтобы VS Code понимал Python, самое простое решение, установить плагин. Для этого нажимаем на вкладку Расширения (Extensions
) [1], и пишем в поиске:
tag:debuggers @sort:installs
После находим Python и нажимаем Install.

Затем скачиваем плагин для подсветки синтаксиса. Для этого в поиске вводим ext:py3
и устанавливаем MagicPython. Теперь перезагружаем VS Code и открываем наш файл с расширением .py
и нажимаем F5
. Программа спросит: что вы запускаете, нажимаем Python File
.
Установка Python на Mac OS
Установка Python на Mac OS очень похожа на действия в Windows. Перед установкой необходимо проверить, что в настройках вашего Mac можно ставить пакеты, загруженные из сторонних ресурсов (не App Store). Для этого перейдите в системные настройки, в папке «Программы» нажмите «Защита и безопасность» и выберите вкладку «Общие». Там найдите пункт «Разрешать загрузки из:» и смените его на «App Store для Mac и от установленного разработчика».
Теперь скачивайте файл с официального сайта и устанавливайте.
Установка Python на Linux
Если у вас операционная система Linux, то вероятно вы и сами знаете, как установить Python. Для начала необходимо проверить, возможно, Python уже установлен на ваш компьютер. Откройте терминал и напишите команду python3 --version. Если Python установлен, вы получите в ответ его версию.
Как работать с IDLE Python
После установки Python на компьютер, в папке Python появится ярлык IDLE. IDLE – это интегрированная среда разработки и обучения, которая отлично подойдет для начинающего программиста. После запуска IDLE Python вы увидите следующее окно:

Это открылся интерактивный интерпретатор – удобная вещь для небольших экспериментов. Его так же называют оболочкой (shell). Оболочка основана на REPL. REPL – цикл из трех шагов: чтение, вычисление и вывод. То есть оболочка интерпретатора Python читает введенную команду, выполняет ее и сразу выводит результат.
Оболочка Python хорошо подходит для небольших фрагментов кода, но нам необходимо научиться создавать и редактировать текстовые файлы в формате .py
.
Для создания файла нажмите вкладку File
и в ней кнопку New File
, чтобы создать новый файл (или просто комбинацию клавиш «Ctrl + N
», перед этим не забудьте включить английскую раскладку).
Откроется новый файл, который можно сохранить, куда вам удобно с расширением .py
.
Теперь попробуйте написать следующий код:
a = int(input())
b = int(input())
print(a + b)
Для запуска кода нажмите вкладку Run
и в ней кнопку Run Module
. Перед запуском кода, Python IDLE попросит вас сохранить файл. После чего откроется оболочка Python, в которую необходимо ввести одно число, которое сохранится в переменную a
, нажать клавишу Enter
, далее ввести второе число и нажать Enter
, оно запишется в переменную b
. В самом конце, интерпретатор Python дойдет до функции print()
и сложит два введенных числа.
Несмотря на свою простоту, в IDLE Python очень удобный редактор. Первое что бросается в глаза – подсветка кода. Так же есть авто-отступ, который появляется, когда должен начаться новый блок кода. Чаще всего это происходит после записи двоеточия (:
) и нажатия клавиши Enter
(перевода строки).
В IDLE Python есть завершение кода, если нажать клавишу Tab
или «Ctrl + Пробел
» в процессе набора имен, например, функций или переменных.
В Python, как вы узнаете позднее, существует огромное множество функций и методов. Попробуйте написать функцию print
, поставить открывающую круглую скобку и немного подождать. Появится всплывающая подсказка, в которой указаны параметры функции print()
.
Во вкладке Options
нажмите Show Code Context
и Show Line Numbers
. Теперь у вас появятся номера строк и серое поле над кодом. В этом поле указывается, в каком блоке кода находится верхняя строка при прокрутке страницы.
Ошибки – это то, с чем встречается каждый программист. Иногда ошибки очевидны, иногда они не всплывают годами. Какие-то ошибки можно заметить в процессе чтения кода, а какие-то с помощью инструментов отладки.
Чтобы включить режим отладки интерпретатора, следует в оболочке Python выбрать вкладку Debug
и нажать кнопку Debugger
, после чего в консоли появится надпись [DEBUG ON]
. Последняя запись означает ожидание интерпретатора. Так же появится окно Debug Control
:

В этом окне можно проверить значение локальных и глобальных переменных в процессе выполнения кода. Более подробно про отладку кода поговорим позднее.
Как проходить практику на сайте Codebra
В правой части экрана вы могли заметить практическое задание по теме урока. Вам необходимо выполнить предложенное задание на своем компьютере, например, в IDLE Python, сохранить получившейся код в файле с расширением .py
и загрузить на сайт.
Чтобы загрузить на сайт ваш код, нажмите кнопку «Выберите файл», откроется окно, в котором необходимо найти вами ранее сохраненный файл. После выбора файла название кнопки сменится на имя файла. Нажмите зеленую кнопку и подождите, пока система не проверит ваш код.
Теперь вы готовы проходить практику по Python на Codebra.